26 Сентябрь 2012 | Автор Svetlana
Познакомимся с конструкцией этой редкой машины, модель которой вам предстоит собрать. Подробного описания танка не сохранилось, поэтому попробуем реконструировать его, руководствуясь внешним видом, взятым из кадров кинохроники. В ходовой части использовано шасси трактора СТЗ-НАТИ, у которого, конечно же, сняты кабина и кожух двигателя. Вместо них установлена стальная коробка из корабельной стали толщиной 6…12 мм. Спереди двигатель закрыт откидными створками для доступа к радиатору и заводной ручке двигателя.
Механика-водителя усадили с правой стороны от двигателя, что потребовало переделки органов управления трактора (на нем они находятся за двигателем). Слева находится командир, он же стрелок. На крыше корпуса установлена пушечная башня от двухбашенного варианта танка Т-26. Пушечный проем заварен изнутри стальным листом с шаровым гнездом, в котором установлен пулемет ДТ. Скорость танка достигала 7…8 км/ч. Габаритные размеры примерно равны размерам трактора: длина — 3,7 м, ширина — 2м, высота — 2,2 м. На танке был установлен керосиновый двигатель мощностью 52 л.с.

Несколько «самодельных» танков, несмотря на столь маленькую серию, дожили до настоящего времени, а в Одессе один установлен в качестве памятника.
Модель несложна в сборке, но все же сначала внимательно прочтите инструкцию до конца: в ней вы найдете пояснения, отображающие некоторые особенности сборки.
На черно-белом листе помещены шаблоны деталей каркаса корпуса и башни. На рисунках показаны: три вида модели на двух проекциях (на виде сбоку башня условно развернута назад), сборка корпуса, башни, каркаса корпуса и аксонометрия, схемы сборки ленивца, поддерживающего катка, звездочки и опорной тележки, а также внешний вид опорной тележки в увеличенном масштабе. Из материалов вам понадобятся картон с хорошей лицевой стороной, проволока различного диаметра (можно использовать скрепки), черные нитки, клей. Если вы уже собирали модели, то знаете, что клей лучше взять ПВА: после высыхания он становится прозрачным, и попавшие на поверхность модели капли почти не видны. Из инструментов вам понадобятся ножницы (простые и маникюрные) для вырезания деталей, шило для прокалывания отверстий в картоне и бумаге, острый нож, лезвие или скальпель для вырезания деталей, наклеенных на картон, линейка для загибания лепестков, надфиль. Неплохо иметь микродрель для сверления отверстий в уже собранной модели.
Сборка модели начинается с подготовки деталей. Деталь вырезается с припуском от листа. Чтобы не потерять ее при дальнейшей сборке, сразу проставьте на обороте ее номер. Если необходимо — на ней шилом намечаются линии сгиба. Линии сгиба лучше размечать с той стороны развертки, которая оказывается внутри при складывании. Не давите на шило слишком сильно, чтобы деталь не разошлась по этому стыку. Если надо свернуть ее в трубку, то деталь протягивается через угол стола или две линейки всей поверхностью сворачивания. Если указано в обозначении, то деталь клеится на картон. Если необходимо – в ней проделываются отверстия. Лишь выполнив эти операции, деталь точно обрезайте по контуру ножницами, острым скальпелем или лезвием, если она наклеена на картон. Обозначения сопряженных деталей останутся в обрезках, поэтому пометьте для себя их на оборотной стороне детали. Вам придется вырезать отверстия маленького диаметра. Аккуратно наметьте контур вырезаемого отверстия иголкой, шилом или кончиком скальпеля. Осторожно отделите вырезанный фрагмент от детали, а затем надфилем аккуратно доведите отверстия до необходимого диаметра. Собирая колеса, сначала примерьте обод, намотав его на диск колеса, если длина его меньше, чем надо, равномерно подрежьте диск. При сборке ходовой части обратите внимание, чтобы место несошедшегося стыка окрашенной части обода было обращено в сторону гусеницы.
Напомним об основных обозначениях. Цифра в кружочке со стрелкой, касающаяся детали, — номер детали. Если таких деталей несколько, то это может быть показано широкой стрелкой, идущей от кружка в их направлении. Симметрично деталь левой стороны модели (если смотреть по ходу) имеет фон кружка, залитый зеленым цветом. Белыми цифрами на синем фоне обозначены шаблоны деталей, изготовляемых из других материалов. Цифры на лепестках, на детали, рядом с линиями детали или на конце линии-выноски обозначают номер приклеваемой детали. Знак «ножницы» обозначает линию разреза или вырезаемый контур. Если вам встретится знак «круг со стрелкой и штрихом», сверните деталь в кольцо вокруг оси, параллельной штриху. Так же поступите, если попадется знак «два круга со штрихом», только деталь свертывается на спице. Наклейте также на картон детали на черно-белых листах со знаком «линия над прямоугольником» или если кружочек обозначения детали имеет желтый фон. Модель состоит из трех основных элементов: ходовая часть, корпус, пулеметная башня.
СБОРКА ХОДОВОЙ ЧАСТИ. Склейте детали 1 и 2 между собой. Скрутите и вклейте ось 3. Приклейте детали 4 и установите ось 5. Детали 4 клейте рисунком наружу. Приклейте детали 6. Из деталей 7, 8, 9 и 10 соберите опоры тележек. Из деталей 11, 12, 13, 14 и 15 соберите ленивцы. Уровень установки деталей 11 в детали 12 соответствует стыку цветов на поверхности деталей 12. Оборотную сторону деталей 12 заранее покрасьте в темно-синий или черный цвет. На детали 11 по желанию можно удалить окна, закрашенные в черный цвет, не забыв покрасить обратную сторону детали 11 (картон) в темно-синий цвет и проследив, чтобы спицы деталей 11 одного ленивца при сборке лежали в одних радиальных плоскостях. Собранный ленивец наденьте на ось 3. Из деталей 16, 17, 18 соберите колеса тележек. Внутренняя сторона деталей 17 заранее красится в темно-синий или черный цвет, деталей 16 (картон) — в темно-синий. На опорных катках, как и на ленивцах, могут быть выполнены спицы, для этого надо удалить черные окошки. Детали 18 устанавливаются в детали 16 по уровню риски так, чтобы большая часть была с лицевой стороны детали 16. Из деталей 19, 20 соберите тележку. Внутренняя сторона деталей 19 (картон) красится в темно-синий цвет.
Приклейте собранные колеса к детали 19 торцевыми поверхностями деталей 18, надев колеса на оси 21. Из приготовленной проволоки диаметром 1 мм сделайте пружину 22. Пружина наматывается на стержне диаметром 3 мм. Расстояние между витками 0,5 мм, длина пружины 9 мм. Перед установкой пружин между чашками 20 придайте пружине дугообразный вид. Собранные тележки наденьте на оси 10 и приклейте к торцевым поверхностям деталей 9. Обратите внимание, что на каждом борту модели стоят по две симметричные тележки. Установите собранную часть модели на ровную поверхность и дождитесь полного высыхания клея. Сделайте поддерживающие катки 23 и установите их на оси 24 детали 8. Из деталей 25 и 26 склейте две гусеницы. Соберите звездочки, склеив из двух деталей 25. Рассмотрим один из вариантов установки звездочек. Приложив звездочку к оси 5, определите зону охвата ее гусеницей, на котором необходимо удалить зубцы. На оставшейся части звездочки можете вырезать проемы между зубцами. Второй вариант установки потребует большего терпения: на зоне охвата гусеницей звездочки (но лучше на всей длине гусеницы) сделайте проемы для зубцов звездочки, а на самой звездочке удалите проемы между зубцами. Приклейте звездочки 25 к оси 5. После высыхания клея приклейте детали 26, 27 и 28 к поверхности детали 25. Наденьте гусеницу на звездочку, ленивец, опорные катки и поддерживающие катки, а затем склейте ее концы. Завершает сборку установка заводной ручки 29.
СБОРКА КОРПУСА. Склейте детали 30, 31, 32. Обратите внимание, что детали 32 для правой и левой стороны немного отличаются. Склейте детали 33 и 34. Приклейте деталь 33 к детали 30 по стыкам лобового листа. Приклейте деталь 35 к детали 30 по стыкам заднего листа. Из деталей 36, 37, 38 соберите каркас и установите его внутрь корпуса. Склейте остальные стыки деталей 33, 34, 35 и 30, 31, 32. Приклейте раму 39, крылья 40. Соберите защиту радиатора из деталей 41, 42, 43 и приклейте ее к детали 33. Далее изготовьте инструментальный ящик из деталей 44 и 45 и приклейте его к детали 35. Люки 46 и 47 приклейте к башенке 34. Завершается сборка корпуса установкой запасных катков, которые приклеиваются к нижним ребрам инструментального ящика и рамы 39. Подкрасьте в зеленый цвет внутреннюю сторону детали 33.
СБОРКА ПУЛЕМЕТНОЙ БАШНИ. Приклейте с внутренней стороны детали 48 деталь 49. Завершите склейку деталью 48. Чтобы не ошибиться, контролируйте правильность склейки, одновременно приклеивая к ней деталь 50 (начните сзади-сверху, затем снизу-спереди и перед). Установите каркас из деталей 51 и 52. Затем установите дно башни из деталей 53 и 54. К детали 49 приклейте деталь 55. С помощью микродрели сделайте отверстие и вставьте в него пулемет 56. Для большей убедительности сымитируйте ребра охлаждения пулемета, обмотав деталь 56 ниткой черного цвета на длине 6 мм от детали 55.
Окончательная сборка сводится к склеиванию корпуса, ходовой части и установке пулеметной башни в корпус.
Журнал “Левша” №5-02г.