|
|
Характерные Особенности Танка Maus | Экспериментал
Предлагаемое читателю описание конструкции танка Maus в основном составлено по материалам отчета НИБТ Полигона ГБТУ ВС "Сверхтяжелый немецкий танк "Maus". В связи с этим будет не лишним привести здесь точку зрения советских специалистов об этой машине. Поскольку отчет касался только конструкции танка (никакие испытания не проводились по причине отсутствия ряда узлов и агрегатов), то и выводы затрагивают только этот аспект. Не лишним будет напомнить также, что стилистика и орфография документа оставлены без изменений.
Немецкий танк Maus по своему весу и габаритам является первым в мировом танкостроении образцом сверхтяжелого танка и представляет интерес как по самой идее, так и по конструктивному выполнению основных узлов и агрегатов.
 Танки Tiger I, Tiger II и Maus
Характерные Особенности Танка Maus
Компоновка и Общее Устройство Танка Маус
- Компоновка танка отличается от обычно принятой на современных образцах, главным образом, расположением силовой установки.
- Двигатель расположен за отделением управления в общем колодце с блоком генераторов. Такое размещение силовой установки стеснило доступ к основным агрегатам ее, усложнило монтажно-демонтажные работы и привело к смещению боевого отделения ближе к кормовой части танка.
- Другие отделения танка расположены по общепринятой схеме для танков с задним расположением трансмиссии.
- Объемы отделений управления, боевого и трансмиссионного обеспечивают удобство работы экипажа и необходимый доступ к агрегатам, расположенным внутри корпуса.
Конструкция Корпуса и Башни Танка Маус
- Корпус танка сварной и состоит из броневых листов толщиной от 40 до 200 мм. Если сравнить толщину брони танка Maus с толщиной брони других современных танков весом 50 - 70 тонн, то станет очевидным несоответствие броневой защиты танка Maus его весу. Для танка весом 180 тонн толщина брони явно недостаточная.
- В распределении толщины брони по частям корпуса немцы на этом образце отошли от принятых ранее принципов. Вместо имевшегося соотношения между толщиной лобовых и бортовых деталей 0,5 - 0,6 на танке Maus реализовано соотношение 0,925. Вообще в броневой защите танка Maus заметна тенденция создания равнопрочной конструкции во всех частях корпуса.
- Конфигурация корпуса не предусматривает максимального использования преимуществ больших конструктивных углов. Корпус имеет нижний лобовой лист под углом только 35° и бортовые вертикальные листы. Если сравнить конфигурацию корпуса танка Maus с конфигурацией танка Т-V, то первая является шагом назад.
- Характерным является отсутствие на лобовых листах люков, лобового пулемета или щелей, имевшихся на других немецких танках и ослабивших их.
- Соединения броневых листов шиповые. Шипы прямоугольные. Для усиления шиповых соединений применены цилиндрические шпонки (имеются в виду штифты - Прим. автора), вставленные в стыки.
- Броня корпуса и башни гомогенная средней твердости (Нв = 3,4...4,2) с повышенным содержанием углерода (0,30 - 0,45), высоколегированная.
- Опора башни оригинальной конструкции. Вместо обычной шариковой опоры применены две системы тележек: 3 вертикальных тележки обеспечивают опору башни на горизонтальную беговую дорожку и 6 горизонтальных тележек служат для центровки башни в горизонтальной плоскости.
- Характерным является приспособление для опускания башни при подводном хождении танка. Для этой цели вертикальные тележки при помощи червячного привода могут быть подняты и башня опустится на погон.
 Взорванный немцами второй прототип танка Maus (205/2), обнаруженный в Штамм-лагере. По снимку видно, что разрушению в основном подвергся корпус танка
Вооружение Танка Maus
- Наличие спаренной установки 128-мм и 75-мм пушек хотя и увеличила огневую мощь по сравнению с другими танками, но для танка весом 180 тонн огневая мощь недостаточна.
- Целесообразность установки двух пушек в одной башне, обслуживаемых одними и тем же членами экипажа, резко отличающихся баллистическими качествами, является спорной.
- Применение дальномера облегчает определение дистанций и заслуживает внимания.
 Сравнительные размеры танков Maus и Т-34-85
Силовая Установка Танка Maus
- На танке установлен авиационный двигатель DB-603A2, приспособленный для работы в танке.
- Заслуживает внимания конструкция системы охлаждения. Применение высоконапорных двухступенчатых вентиляторов обеспечивало компактность системы охлаждения.
- Характерным является применение жидкостного высокотемпературного охлаждения выхлопных коллекторов.
- Представляет интерес система качественной регулировки смеси, учитывающей также барометрическое давление и температурные условия.
 Сравнительные размеры танков Maus и ИС-2
Для конструкторов отечественного танкостроения представляет интерес конструкция следующих агрегатов и деталей:
- Двухступенчатого вентилятора.
- Пароотделителя.
- Крыльчаток водяных насосов.
- Гидромуфты привода нагнетателя.
- Воздухоотделителя системы подачи топлива.
- Приспособления для регулирования секций насоса на равномерность подачи топлива.
Трансмиссия Танка Маус
Электромеханическая трансмиссия танка Maus отличается как по схеме, так и по конструктивному выполнению отдельных узлов и агрегатов от известных нам трансмиссий СУ "Фердинанд", Т-23 и отечественного танка ЭКВ.
 Сравнительные размеры танков Maus и Sherman Firefly
К особенностям электрической части трансмиссии танка Maus относятся:
- Независимость систем, передающих мощность на каждую из гусениц.
- Способность тяговых генераторов сохранять почти постоянную величину мощности и оборотов при различных нагрузках на тяговые электродвигатели.
- Наличие вспомогательного генератора, используемого также в качестве стартера и для подзарядки аккумуляторов помимо основной задачи - питания обмоток независимого возбуждения генераторов и электродвигателей.
- Хорошо продуманная система воздушного охлаждения электромашин трансмиссии.
- Наличие генератора-возбудителя, обеспечившее независимость возбуждени я главных генераторов и электродвигателей от скорости вращения коленчатого вала двигателя.
- Применение потенциометрической схемы включения контроллера, обусловившее большую плавность изменения тока возбуждения, а следовательно, магнитного потока и напряжения генератора.
- Приспособленность системы к питанию электродвигателей одного танка от генератора другого.
- Наличие аппаратуры автоматической защиты электродвигателей от перегрузок.
Применение системы управления, выполненной по схеме Леонард, дающей следующие преимущества:
- Широкое и плавное регулирование скорости вращения электродвигателей, а следовательно, и скорости движения танка при небольших потерях.
- Отсутствие потерь в реостатах при пуске в ход и реверсировании электродвигателей.
- Легкое управление запуском, торможением и реверсированием.
- Незащищенность мотор-генераторного агрегата от перегрузок со стороны электродвигателя.
- Сравнительная простота коммутационной аппаратуры и аппаратуры управления тяговыми электродвигателями, полученная за счет применения реверсирования путем переключения концов обмотки независимого возбуждения генератора, а не переключением в главных цепях, как это осуществлено в других системах.
Особенности механической части трансмиссии:
- Компактность агрегатов, особенно бортовой передачи (при передаточном отношении 25,446).
- Широкое использование самоуста-новки шестерен путем применения сферических роликоподшипников.
- Применение циркуляционной смазки с "сухим картером" и фильтрацией масла в гитаре.
- Резко выраженная коррекция зубьев шестерен в целях повышения их износоустойчивости и выравнивания износоустойчивости шестерен сопряженной пары.
- Обшивка неподвижных, нажимных дисков тормозов специальной металлизированной спекающейся массой.
- Интенсификация охлаждения дисковых тормозов за счет введения радиальных каналов во вращающемся диске тормоза, благодаря чему увеличена поверхность охлаждения и обеспечена циркуляция воздуха.
- Применение резервных (по длине) сателлитов в бортовой передаче, обеспечившее более равномерное распределение усилий по длине зуба.
- Жесткая конструкция водил.
Ходовая Часть Танка Maus
- Применение в качестве упругого элемента подвески буферных пружин прямоугольного сечения заимствовано из американских танков и продиктовано стремлением увеличить число тележек, чтобы разгрузить катки. Очевидно, такое решение вопроса под-рессоривания было вынужденным, т.к. все другие танки того периода имели торсионную подвеску и такого типа подвеска не могла дать никаких преимуществ.
- Использование резиновых подушек в качестве дополнительного упругого элемента, вступающего в работу при больших амплитудах колебания корпуса и ограничителя хода балансиров, снизило надежность работы подвески. Как показал осмотр ходовой части танка, большинство резиновых подушек либо разрушено, либо утеряно.
- Заслуживает внимания применение опорных катков с внутренней амортизацией, обеспечивающей надежную их работу при больших нагрузках на опорные катки. Состояние катка при разборе было хорошим.
Заключение по Танку Maus
- Немецкий танк Maus является первым реально существующим и проверенным на ходу образцом сверхтяжелого танка.
- Сам факт создания танка весом 180 тонн, обладающего максимальной скоростью 25 км/ч и удельным давлением на грунт 1,2 кг\см2, представляет интерес.
- Броневая защита танка (максимальная толщина брони 210 мм) и огневая мощь (128-мм и 75-мм пушки) не соответствуют его весу. Современные танки и СУ весом 60 - 70 т имеют броневую защиту и вооружение не уступающее таковым у танка Maus.
- Чрезмерно большой вес танка Maus объясняется стремлением создать равнопрочную во всех частях корпуса и башни броневую защиту, установкой тяжелых 100-мм экранов для защиты ходовой части и неудачной компоновкой, приведшей к чрезмерным габаритам.
Заслуживает внимания отечественного танкостроения конструкция следующих узлов и агрегатов:
- Электротрансмиссии.
- Механической части трансмиссии.
- Гусеничного движителя.
- Систем охлаждения и питания двигателя.
|
|
|