Вторник, 22.07.2025, 17:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2013 » Октябрь » 6 » Советский тяжёлый танк ИС-6
23:43
 

Советский тяжёлый танк ИС-6


При изучении новой немецкой бронетехники появившейся на Курской дуге, особо пристальный интерес представителей ОГК НКТП вызвала электротрансмиссия штурмового орудия «Фердинанд» и безвальная КПП танка «Тигр», позволявшие легко управлять этими тяжелыми машинами. И.о. начальника ОГК НКТП И. Бер отчитывался: «…наибольший интерес для отечественного танкостроения представляют КПП и механизмы поворота танка Т-6Н «Тигр» и штурмового орудия Т-6Р «Фердинанд»… Управление этими тяжелыми машинами весьма легкое и удобно по мнению водителей-испытателей… В наст. время ОГК НКТП проводит исследоват. работу по изучению особенностей трансмиссий нем. танков с целью возможного внедрения наиболее удачных решений в отечественном танкостроении…»

Опытный тяжелый танк ИС-6 («Объект 252») с механической трансмиссией на испытаниях
Опытный тяжелый танк ИС-6 («Объект 252») с механической трансмиссией на испытаниях

Опытный тяжелый танк ИС-6
Опытный тяжелый танк ИС-6

Крыша моторного отделения состояла из среднего листа, располагавшегося над двигателем, четырех броневых решёток над радиаторами и двух плит над вентиляторами. Для доступа к двигателю в средней части листа был сделан люк, закрывавшийся откидной крышкой на петлях. В задней части листа находились два отверстия с пробками, предназначавшихся для доступа к заправочным горловинам топливных баков. В листе крыши над трансмиссионным отделением были сделаны два отверстия для прохода выхлопных труб, над которыми устанавливались броневые колпаки.

Днище корпуса имело корытообразную форму и состояло из горизонтальных и наклонных броневых листов толщиной 20 мм. В днище имелись люки и отверстия для доступа к узлам и агрегатам тапка при его техническом обслуживании, а также — люк запасного выхода.

Наиболее ответственные узлы корпуса танка имели соединение в шип и сваривались аустенитными электродами, являвшимися дефицитными в то время из-за наличия в их составе никеля. При сварке корпуса танка расходовалось 60 кг этого металла.

Литая башня танка, изготавливавшаяся из броневой стали марки ТОЛ, была подвергнута закалке на высокую твердость. Вварная крыша башни, состоявшая из двух броневых листов толщиной 30 мм, сваренных между собой встык, имела углы наклона, как на носовую, так и кормовую части башни. Боковые стенки башни, располагавшиеся под углом 35° от вертикали, имели толщину 150 мм. Стенка кормовой части башни была наклонена под углом 25° и имела толщину брони 100 мм. В передней части крыши башни был сделан большой прямоугольный вырез для монтажа и демонтажа пушки. Слева от него имелось отверстие под установку смотрового прибора наводчика. В средней части башни над рабочими местами командира танка и заряжающего были вварены круглые низкопрофильные литые башенки с входными люками. В средней части крыши устанавливался броневой колпак защиты вентилятора боевого отделения, а справа за командирской башенкой — антенный ввод. Для стрельбы из личного оружия в боковых стенках башни были сделаны отверстия, закрывавшиеся броневыми пробками. Для внешней связи в левой части ниши башни устанавливалась радиостанция.

В моторном отделении на подмоторной раме вдоль продольной оси корпуса устанавливался дизель В-12У с центробежным нагнетателем, мощностью 700 л.с. (515 кВт). Пуск двигателя производился с помощью электростартера СТ-700 мощностью 15 л.с. (11 кВт) или сжатого воздуха из двух воздушных пятилитровых баллонов. Для облегчения пуска двигателя в зимних условиях использовался пародинамический обогреватель, устанавливавшийся в масляном баке двигателя. Нагрев воды в котелке пародинамического обогревателя производился паяльной лампой.

Ёмкость основных топливных баков, располагавшихся в моторном отделении составляла 640 л. Кроме того, на бортах корпуса танка были установлены четыре дополнительных топливных бака емкостью 100 л каждый. Запас хода танка но шоссе на основных топливных баках достигал 150 км. В системе очистки воздуха применялись два воздухоочистителя типа «Мультициклон», устанавливавшихся по бортам у моторной перегородки в моторном отделении. В системе охлаждения двигателя применялись пластинчато-трубчатые радиаторы, устанавливавшиеся в нишах моторного отделения. Общая ёмкость системы охлаждения составляла 93 л. Обдув радиаторов потоками охлаждающего воздуха производился четырьмя одноступенчатыми осевыми вентиляторами, устанавливавшимися в моторном отделении горизонтально.

В состав механической трансмиссии танка входили: многодисковый главный фрикцион, восьмиступенчатая коробка передач с синхронизаторами, два двухступенчатых планетарных механизма поворота с ленточными остановочными тормозами и два комбинированных двухрядных бортовых редуктора. Приводы управления движением танка были механическими.

Подвеска танка - индивидуальная. торсионная. В состав гусеничного движителя входили: две гусеницы с ОМШ; два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц; двенадцать опорных катков и два ведущих колеса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления с гусеницами. Каждая гусеница состояла из 90 траков. Ширина трака составляла 720 мм, шаг — 160 мм. Диаметр двухскатного опорного катка составлял 750 мм. Обода опорного катка изготавливались из стали марки 45, а штампованные диски - из стали марки 40.

Главной особенностью проекта тяжёлого танка «Объект 253» (ведущий инженер машины — М.И. Креславский) стало применение на нём электромеханической трансмиссии, «за основу» которой была рекомендована высоко оцененная электротрансмиссия, разработанная к лету 1944 года в сотрудничестве ВАММ им. Сталина, завода «Динамо» НКЭП (электрические машины) и Челябинского Кировского завода (ЧКЗ) для натурных образцов тяжелого танка ЭКВ (также встречается название ИС-1Э) и САУ ЭСУ-100 с задним расположением боевого отделения. Интересно, что эта трансмиссия занимала значительный объём в МТО танка ЭКВ, а громоздкая регулирующая аппаратура — половину объёма его боевого отделения.

За счёт установки электромеханической трансмиссии планировалось улучшить управляемость и повысить приемистость тяжёлой машины, так как использование электрических машин обеспечивало прогрессивность тяговой характеристики как при кратковременном режиме (разгон, преодоление препятствии), так и при длительном режиме работы.

В состав электромеханической трансмиссии «Объекта 253» входили главный генератор ДК-305А мощностью 370 (по другим данным — 385) кВт и массой 1740 кг, установленный соосно с двигателем. В одном блоке с главным генератором на общем валу находился синхронный генератор трехфазного тока СГ-1А, предназначенный для питания вентиляторов системы охлаждения тяговых электродвигателей и дизеля, а также для привода подзарядного агрегата АКБ. На танк устанавливались два малых генератора постоянного тока Г-73, один из которых крепился непосредственно на двигателе, а второй — на подмоторной раме. Второй генератор Г-73 использовался для питания цепей возбуждения генераторов ДК-305А и СГ-1А. Тяговые электродвигатели реверсивного действия ДК-302А и ДК-302Б мощностью но 164 кВт через бортовые редукторы соединялись с ведущими колёсами танка. Регулировка силы тяги производилась путем изменения магнитного потока полюсов, изменяя ток в обмотке возбуждения главного генератора, менявшего величину вырабатывавшегося им напряжения и поступавшего на тяговые электродвигатели. Максимальная сила тока достигала 960 А, при движении танка по шоссе его величина составляла 490 А, а по целине — 740 А. Напряжение в электрической цепи достигало 500 В. Дополнительной коробки передач или входного редуктора трансмиссия не имела. Масса электромеханической трансмиссии составляла 3850 кг, то есть в 4 — 5 раз превышала массу механической трансмиссии танка ИС-2 (980 кг) и танка КВ-1С (740 кг).

Кроме трансмиссии «Объект 253» отличался от «Объекта 252» применением ходовой части с шестью опорными и тремя поддерживающими катками на борт, заимствованной у серийного танка ИС-2, а так же установкой дополнительных топливных бочек на передних скошенных листах корпуса. Конструкция корпуса и башни «Объекта 253», размещение внутреннего оборудования (за исключением трансмиссионного отделения) и экипажа, а также вооружение и боекомплект по сравнению с опытным танком «Объект 252» остались без изменений.

Опытный образец «Объекта 253» был изготовлен в октябре — ноябре 1944 года. М.И. Креславский вспоминал: «…Первый выезд танка с завода оказался последним. Через 10 километров пути машина потеряла управление. Выяснилось, что силовое электрооборудование было пожароопасным и отказало в работе». После ремонта, в ноябре «Объект 253» всё же прошёл заводские испытания. При этом верхний кормовой броневой лист не устанавливался. Вместо него был установлен стальной лист, на котором размещался дополнительный электровентилятор для обдува электроагрегатов трансмиссии.

Оба танка ИС-6 после заводских испытаний поступили на сравнительные испытания новых тяжелых танков на НИБТ полигон, расположенный в Кубинке. Они уступали по броневой защите «Объекту 701», не превосходя его по огневой мощи и подвижности. «Объект 252» с механической трансмиссией за исключением броневой защиты не имел никаких преимуществ перед другими тяжёлыми танками. Установка электротрансмиссии облегчала управление танком «Объект 253» и должна была способствовать повышению его маневренных качеств. Однако этого не произошло, вследствие большой массы как самого танка, так и электротрансмиссии, а также из-за низкой надежности последней. Конструкция машины оказалась слишком громоздкой, плюс система охлаждения отбирала слишком много мощности. Дальнейшие работы по обеим машинам было решено прекратить.

К слову, применение на ЭСУ-100 электромеханической трансмиссии увеличило ее массу на 3 т по сравнению с САУ с механической трансмиссией. Проектные материалы по ЭСУ-100 вместе с проектами других новых САУ рассматривались в октябре 1944 года на специальном заседании Технического совета НКТП с участием сотрудников управления самоходной артиллерии. Совещание признало, что электротрансмиссия, будучи в принципе прогрессивным видом конструкции, не является технически рациональной для машин среднего класса и дает значительное увеличение массы, не оправдываемое острой необходимостью. В результате этого вывода работы по изготовлению ЭСУ-100 осенью 1944 года были прекращены.

Модель танка ИС-6 в игре Мир Танков
Модель танка ИС-6 в игре Мир Танков

Тактико-технические характеристики тяжелого танка ИС-6:

Боевая масса, т 54
Экипаж, чел 4
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед 10070
ширина 3430
высота 2530
клиренс 500
Броня, мм
лоб, борт корпуса 120
корма 60
башня 150
крыша 30
днище 20
Вооружение:
122-мм нарезная пушка Д-30; 12,7-мм пулемет ДШК; 7,62-мм пулемет
Боекомплект:
30 выстрелов, 500 патрнов калибра 12,7-мм, 1000 патронов калибра 7,62-мм
Двигатель
В-12V, дизельный, 12-цилиндровый , четырехтактный, V-образный, жидкостного охлаждения, мощность 750 л.с, при 2100 об/мин
Удельное давление на грунт, кг/см.кв 0,90
Скорость по шоссе, км/ч 35
Запас хода по шоссе, км 150
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 0,90
ширина рва, м 3,0
глубина брода, м 1,50
Просмотров: 264 | Добавил: pfexcuself | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0